Панк-рок 60-х годов принято называть "гаражным роком". Он появился в США в 1964 году, где под впечатлением Beatles и
Rolling Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от
регионов, местных музыкальных традиций, но в осном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморошенной
музыки скиффл. Значение этого события трудно переоцинить - впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась
"своя" музыка. Респектабельные и совершено безобидные пай-мальчики типа Бобби Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи
подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков на рубеже 60-х годов, испугавшись, как-бы рок-революция не зашла слишко далеко, были
немедленно забыты. Они уступили свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии, разбудивших в юных сердцах дух
свободы помыслов и действий.


Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло в каналы рок-музыки под вышеупомянутым названием "гаражного рока".
Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в
гаражах - больше им просто некуда было деваться. "Гаражные" панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов
и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой,
а локальной аудитории (школы, колледжа, района). Среди сотен непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли наберется два
десятка записавших на студии хотя бы одну грампластинку. Но в музыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность
раскрепоститься от заложенной обществом и родителями закомплексованности, хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому
вкладывали в произведения все накопившееся чувства, всю душу. Сегодня судить о "гаражном роке" можно только по немногим
уцелевшим записям тех лет.

Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом панк-групп 60-х годов была непродолжительной. Это объясняется быстрым ростом
числа музыкальных групп и расширением границ рок-музыки, переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися как раз
в тот период поисками новых стилей и направлений, которые были предопределены стремительным прогрессом в области
музыкальной и звукозаписывающей техники. К концу 1967 года все панк-группы в США либо распались, либо оказались вовлеченными
в прочие музыкальные течения. В дальнейшем, до середины 70-х годов течения, идейно близкого гаражному року, не существовало. Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку с элементами эпатажа не покидало отдельных представителей молодежной субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромисность гаражного рока пришлась по душе. А зерна этого стиля оказались щедро разбросаны по всей Америке. Всходы, правда появились лишь местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, где во второй половине 60-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground и Iggy Pop, the Stooges. Эти ансамбли со временем стали общепризнанными предтечами панк-рок-движения 70-х годов.

MC5 (Motor City Five - "Пятерка из города моторов", то есть Детройта, центра автомобильной промышленности в США) обладала
громким, жестким саундом. Яростный антиобщественный настрой музыкантов выражался в текстах песен и поступках исполнителей.
Их деятельность в общих чертах очень походит на классический вариант более поздней панк-группы, за исключением маленькой
детали: MC5 в духе 60-х годов были уверены, что рок-н-ролл способен изменить в мире все, что угодно...

Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты и были еще более удивительным ансамблем для своего времени.
В пору расцвета культуры хиппи и лозунгов типа "непротивления злу насилием", они поднимали в своих произведениях темы, на
которые было наложено табу: половые извращения, растущее потребление наркотиков, социальное отчуждение, жестокость
общества, полная безысходность и разочарование в будущем среди молодежи. Эти проблемы усиленно обходились всеми,
хиппи просто предлагали уйти от них в мир собственных иилюзий. А в музыке и текстах песен Velvet Underground явственно
слышалось разрушающее действие современной цивилизации, звучал, что называется, набат.

Stooges олицентворяли собой третью составную часть панк-рока - визуальную. Лидер ансамбля Игги Поп бесился и бесчинствовал
на сцене: он мог спокойно снять штаны во время концерта или расцарапать себе грудь до крови, или плюнуть в публику, набрав
в рот побольше слюны. Первое выступление Iggy Pop & the Stooges в 1967 году в городе Эрр Арбор (штат Мичиган) описывается
американскими критиками таким образом: "Игги извивался всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал по голому
торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал.
Все действо совершалось под примитивный и очень громкий рок".

К счастью или к сожалению, но в те годы заряд ненависти, выплеснутый в эйфоричную среду полунаркоманов, прошел мимо цели.
Большинство слушателей тогда не приняли ни музыки, ни идей MC5, Velvet Underground и Stooges. Мнение было общепризнанным:
хуже не бывает. Однако среди американской элиты нашлись-таки немногие, кто по достоинству оценил работы этих групп.
Среди них были вполне известные в США личности: например, авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди Уорхолл,
который на первых порах взял "под свое крылышко" Velvet Underground. Может быть, богемные "мальчики" просто пресытились
роскошной и беззаботной жинью и решили вкусить чего-нибудь эдакого? Вполне вероятно. Но может быть и другое:
интеллектуальная богема оказалась в состоянии первой почувствовать обострение застарелого кризиса в развитых странах мира,
особенно в США: кризиса морали, человеческих и общественных взаимоотношений, кризиса власти. Волна наркомании,
захлестнувшая Америку как результат субкультуры хиппи, осознание полного провала вторжения во Вьетнам, попытки разрядки,
которые так и не привели к уменьшению противостояния двух сверхдержав, поскольку Россия по прежнему не желала расстаться
с идеей о "мировой революции", жестокий экономический кризис, разразившийся в начале 70-х годов, и, наконец,
Уотергейт - вот вехи разочарования молодежи в собственном обществе в тех кто им управляет.

Факел, зажженый "гаражниками" и пронесенный сквозь 60-е в 70-е Игги Попом, подхватывают в 1973-1974 годах вполне
интеллигентные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в двух клубах - "CBGB" и "Max's Kansas City".
Кумиром этой молодежи становятся новые группы: Talking Heads, New York Dolls, Ramones, которые представляются теперь
первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Пока деятельность американских панков не выходит за границы
клубных вечеринок. Они остаются в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской
литературе - символизме, футуризме. В общем, интеллигенция развлекается. Ничего страшного. Так все и думали, пока гроза
панк-рока не грянула над Великобританией два года спустя - в 1976 году. Англичане точно скопировали
американцев - и ошеломили респектабельную Аm